Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Войти
Поиск
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГЛАВЫ (87951) 2-93-53

Узница Бухенвальда


Узница Бухенвальда

Наша землячка, жительница станицы Георгиевской Прасковья Николаевна Темченко в детстве познала все ужасы фашистского концлагеря.

В переводе с немецкого «Бухенвальд» означает «буковый лес». Здесь, по склонам горы Эттерсберг, любили прогуливаться Гете и Шиллер. Неподалеку от этих мест в Веймаре жили и создавали свою вечную музыку Иоганн Себастьян Бах, Ференц Лист.

Но с лета 1937 года слово Бухенвальд связывают не с красотами немецкой природы, а с мучениями и гибелью десятков тысяч людей. Будто в насмешку над тенями великих предков, на склонах знаменитой горы фашисты устроили гигантский концлагерь, в котором ежедневно погибали тысячи человек, в том числе и дети.

Жительница станицы Георгиевской поделилась своей историей о том, как ей удалось выжить в этих жерновах смерти – она одна из тех, кто в детстве был узником лагеря смерти.

***

Паша Голубева (ныне Прасковья Николаевна Темченко) родилась в 1934 году в деревне Загорье Витебской области. Ей было совсем мало лет, когда умерла мама. А в 1941 году забрали на фронт отца, и осталась семилетняя Паша с сестрёнкой, которой не было еще трех лет.

Белоруссия находилась в оккупации с самых первых дней войны. За годы Великой Отечественной республика потеряла каждого третьего своего жителя. Многие из них погибли в концентрационных лагерях.

Со слезами на глазах Прасковья Николаевна еще раз мысленно переживала ужасы оккупации, а потом и плена, рассказывая о том, чего забывать нельзя и помнить мучительно:

«Питались мы с сестренкой, чем придётся. Есть хотелось постоянно. Помню, как немцы выбрасывали внутренности убитых животных, а детвора их подбирала. Фашисты выпускали собак и смеялись над тем, как дети с собаками делили отходы. Ещё запомнилось, как после сражения обыскивали трупы солдат, искали съедобное. Немецкие части менялись почти каждый день. Грабили. Убивали. А потом совсем озверели. Сожгли 12 окрестных деревень. В 1943 году нас загнали в сарай, а затем погрузили в машины и отправили в Витебск. Далее из Витебска в Оршу, а оттуда эшелоном в Германию. Сначала в город Магдебург, потом были Гюден, Потсдам, Бухенвальд…. Как-то сразу в память врезалась картина: большой двор, вокруг виселицы, а по двору пленные возят камни. Того, кто падал от усталости, вешали на пустые виселицы.

Поселили нас в бараке, детей отдельно от взрослых. Жили по четыре человека в отсеке. Бараков было много – все длинные, человек на 150-200, трехъярусные и двухъярусные деревянные кровати с соломой вместо матрасов. Один раз в неделю у нас брали кровь. Многие дети умирали, иногда даже во время процедуры. Все были бледные, измождённые. Кормили нас один раз в день маленьким кусочком хлеба, в котором было процентов семьдесят древесных опилок, и баландой. Из чего ее готовили? Картофельные очистки, кусочки брюквы, моркови, жилы каких-то животных. Самым страшным было слово «крематорий». Печи работали круглые сутки. А еще помню, как по утрам выгоняли на прогулку и заставляли ложиться на землю, в любую погоду.

Никогда не забуду немку Эльзу Кох. Она всегда ездила на белой лошади, перекинув через плечо автомат. Била нас нещадно.

Однажды, шутя, немец провёл по моим ногам паяльной лампой. На ноге остался большой шрам. Орудия пыток были самые изощрённые. Все это я видела своими глазами. Страшно вспомнить. Даже не верится, что смогла выжить в этом аду».

***

В начале 1945 года узники Бухенвальда были освобождены. Русский солдат дядя Вася отвёз Пашу в Новель. «Ну, добирайся, малышка теперь сама, - сказал он. - А мне в другую сторону».

В Витебске Паша сошла с поезда и пешком отправилась в свою деревню, от которой остался один дом. Здесь, у чужих людей, жила её сестрёнка. Сделали землянку, жили в основном подаянием. Когда в Витебске поступила учиться, дали комнату в общежитии. О своем страшном детстве Паша старалась не вспоминать, правда, удавалось ей это с трудом – концлагерь напоминал о себе даже во сне.

В 1953 году на встрече бывших узников Бухенвальда Прасковья Николаевна познакомилась с молодым военным по имени Виктор. Он в то время проходил службу в городе Гюдене. Вместе приехали жить в станицу Георгиевскую, которая стала для нее второй родиной. За прожитые годы много всего было. Работала в колхозе, в огородной бригаде, на ферме. Выросли две дочери, внуки, подрастают правнуки. Всё хорошо. А вот нет-нет, да и вспомнится родная белорусская деревня на берегу озера Соро…


Лариса Малько,
Управление информационной и аналитической работы
администрации Георгиевского городского округа



Количество показов: 3416
Дата изменения: 22.06.2020 11:48:32

Возврат к списку


Зайцев Андрей Владимирович

Глава Георгиевского муниципального округа
Ставропольского края