Механизм определения подушевых нормативов финансирования школ нуждается в стандартизации
Эксперты ОНФ провели мониторинг действующего законодательства в сфере организации подушевого финансирования муниципальных школ и выявили непрозрачность механизма формирования и утверждения подушевых нормативов. По словам координатора проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктора Рожкова, из-за этого происходит неравномерное распределение средств по образовательным учреждениям.
ОНФ призывает кабинет министров при разработке национального проекта в сфере образования установить единый стандарт формирования подушевых нормативов в обеспечении работы муниципальных школ.
Деньги на заработную плату учителям, приобретение учебников, оплату доступа в интернет, обеспечение текущих хозяйственных расходов и другие цели выделяются из бюджета в расчете на одного школьника. В рамках реализации проекта ОНФ «Народная оценка качества» активисты регулярно выявляют проблемы финансового обеспечения работы организаций образования, когда в одной школе на ученика приходится больше средств, чем в школах соседнего района или поселка.
«По результатам мониторинга мы выявили непрозрачность самого механизма формирования и утверждения подушевых нормативов. Проблема в том, что на уровне федерального законодательства отсутствует прямое указание на форму нормативного правого акта, которым утверждается методика таких нормативов и сами нормативы. Этот вопрос отнесен к полномочиям субъектов РФ», – сказал Виктор Рожков.
Средства из региональных бюджетов перечисляются в муниципальные образования, являющиеся учредителями школ (в большинстве случаев школы – муниципальные учреждения) в форме субсидий. А субсидии, в свою очередь, рассчитываются по определяемых самим регионом подушевым нормативам. Однако, как выявили эксперты Народного фронта, прозрачный механизм формирования и утверждения подушевых нормативов в рамках регионального законодательства используется только в 29 субъектах РФ из 85.
Так, в 9 регионах (Приморский край, республики Татарстан и Хакасия, Московская, Ленинградская, Калужская, Иркутская, Магаданская и Тамбовская области) подушевые нормативы обеспечения работы школ напрямую установлены региональным законом, следовательно, доступны гражданам для ознакомления и более стабильны с юридической точки зрения.
В 20 субъектах законами утверждена лишь методика определения нормативов, а размеры конкретной субсидии определяются региональным правительством. Это республики Алтай, Мордовия и Тыва, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа, Красноярский и Ставропольский края, Калининградская, Свердловская, Владимирская, Томская, Новгородская, Челябинская, Волгоградская, Ивановская, Кемеровская, Псковская, Смоленская и Оренбургская и Ульяновская области.
В остальных регионах вопрос о финансировании муниципальных школ по нормативно-подушевому принципу относится к компетенции регионального правительства и соответствующих органов региональной власти.
Эксперты ОНФ подчеркивают, что отсутствие единого подхода к форме нормативного акта, которым определяются методика и нормативы финансирования муниципальных школ, влечет за собой нестабильность в управленческих решениях. К примеру, региональное правительство может беспрепятственно урезать тарифы.
«Мы призываем правительство проработать вопрос разницы подходов к правовому регулированию и установлению нормативно-подушевых тарифов. Полагаем, что эту работу целесообразно провести при разработке национального проекта в сфере образования, предусмотренного новым «майским указом» президента Владимира Путина. Эксперты ОНФ будут держать проблему нормативно-подушевого финансирования на контроле и по результатам экспертного обсуждения подготовят предложения по совершенствованию механизма финансирования образования», – заключил Виктор Рожков.
Медиа-ОНФ