Версия для слабовидящих
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация



Hits
33445932
33051

Hosts
1345431
1025

Visitors
3179152
3453
23

МOCT ЧЕРЕЗ ПОДКУМОК

   ПО ВПОЛНЕ понятным причинам исторические факты частенько обрастают различными домыслами, а о некоторых во-обще мало кто знает. Не раз слышал и неверную информацию о каменном мосте через Подкумок. В частности, что мост, именуемый «Казенным», взорвали во время Отечественной войны. Я хочу поделиться с читателями тем, что узнал сам по этому поводу из различных источников.

   На снимках из семейного альбома, сделанных в1917и в 1936 годах, запечатлены и красота, и печальный конец этого уникального сооружения XIX века. Мост был построен в 1853 году, в то время, когда наш       когда-то губернский город стал заштатным. Его строительство велось за счет городской казны. Каменные блоки привозили на подводах из зеленокумских и лысогорских карьеров. В строительстве участвовали жители окрестных сел, так как Георгиевск по данным «Кавказского календаря» за 1852 год насчитывал с военными всего   3696   человек

   10-арочный мост протяженностью в 85 метров стал окупать затраченные на него средства: взималась плата за прогон скота, который гнали с юга на георгиевские ярмарки. 3—4 ярмарки с оборотом до четырех миллионов рублей в год давали казне немалые деньги, на которые содержался казенный мост и другие службы города.

   Можно задаться вопросом: «А как же раньше перебирались через  Подкумок,  который,     по словам автора «Георгиевской старины» Шабловского, имел ширину до 400 метров?». Конечно, какие-то переправы были. По сохранившимся документам в 1790—1805 годах городские власти выделяли средства на ремонт моста. Значит, был деревянный мост. Был и так называемый «водяной» мост, т. е. фортификационные сооружения (такими переправами пользовались при форсировании рек и в период Великой Отечественной   войны).

   Строили  каменный   мост  так: на  мелководьях   на  дно    реки укладывались каменные блоки в несколько ярусов    с отверстия-ми для   протока  воды,  а затем крепились   деревянными     стойками. Почему же он разрушился? Дело в том, что опоры сводов   моста   устанавливались   на кессоны из дубовых клеток    и закреплялись  мелкой  щебенкой и песком.  Дубовые клетки  были постоянно в воде и могли бы стоять сотни лет. Но русло Подкумка мельчало, и две опоры оголились. Дуб высыхал, клетки постепенно разрушились и мост рухнул, что и удалось моему  брату  запечатлеть  на  фотопленке.

  Сторожем или смотрителем этого моста с 1880 года по 1917 бьл мой дед Петр Иванович Иванин. Он переселился на Кавказ из Херсонской губернии. Его дом сторожка и по сей день стоит у подножия кручи, где в прежние времена была так называемая Невенчанная слободка.

В. ИВАНИН, любитель-краевед.

НА СНИМКАХ: казенный мост в августе 1917 года; и тот же  мост  в   1936  году.