Новости в «Школе грамотного потребителя»
18 июня в администрации Георгиевского городского округа состоялся пятьдесят пятый семинар «Школы грамотного потребителя», собравший представителей ТСЖ, ТИВК, ЖСК и председателей советов домов.
«Тарифы на коммунальные услуги»
Этой теме посвящено занятие, которое провел для участников семинара начальник отдела жилищного контроля, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Георгиевского городского округа Николай Маркарян.
Плата за коммунальные услуги - это расчетная величина, которая равна произведению объема потребленного коммунального ресурса (определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии по нормативам) и тарифа на коммунальный ресурс.
Для предоставления коммунальных услуг требуется поставка коммунальных ресурсов – тепловой энергии, воды, электрической энергии, газа в натуральном выражении. Для целей тарифного регулирования водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами также приравниваются к коммунальному ресурсу.
Тариф – это стоимость единицы коммунального ресурса – кубометра воды (сточных вод), газа, киловатта электрической энергии, гигакалории тепловой энергии – в денежном выражении.
Тарифы устанавливаются на период не менее 1 финансового года с календарной разбивкой по полугодиям. Начиная с 2012 года, рост тарифов на все коммунальные ресурсы ежегодно происходит с 1 июля.
Особенностью государственного регулирования тарифов на коммунальные ресурсы на 2019 год является пересмотр тарифов, в том числе и с 1 января, т.е. дважды за год.
Необходимость пересмотра тарифов с 1 января 2019 года обусловлена внесением изменений в налоговое законодательство. Так, с 1 января 2019 года ставка налога на добавленную стоимость была увеличена с 18 до 20 процентов (часть 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).
Стоит подчеркнуть, что платежные документы, предъявляемые к оплате в июле за июнь, должны содержать тарифы на коммунальные ресурсы, действовавшие в июне, т.е. до их изменения. Оплата за коммунальные услуги по новым тарифам начинается ежегодно с августа.
Исключением является сфера газоснабжения. Оплата газа по нормативам потребления для отопления производится жителями края ежемесячно равными долями в течение всего календарного года (в соответствии с приказом министерства ЖКХ СК от 11 марта 2016 г. № 87 и требованиями ЖК РФ). Следовательно, плата граждан за газ, поставленный для отопления в первом квартале, при расчётах по утверждённым нормативам потребления взимается равными долями в течение шести месяцев – по счетам, выставляемым за период с января по июнь включительно. За апрельские поставки газа для целей отопления плата взимается только при выставлении 1 августа счёта за июль месяц. Иными словами, гражданам предоставляется рассрочка по оплате соответствующих объёмов газа.
В связи с этим, в целях обеспечения оплаты населением газа при расчётах по нормативам потребления для отопления по ценовым ставкам, действовавшим на момент фактического отпуска газа, срок введения в действие розничных цен определяется с 1 августа (оплата по новым ценам за август взимается в сентябре).
Что необходимо знать
Также Николай Маркарян дал разъяснения о том, что тарифы в сферах теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения устанавливаются индивидуально по каждой организации на основании необходимой валовой выручки (всех экономически обоснованных расходов организации) и расчетного объема реализации коммунального ресурса, то есть количества коммунального ресурса, которое планируется поставить потребителям в расчетный период.
Поскольку каждая из регулируемых организаций имеет свои особенности, размеры тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение, установленных для одной организации, могут отличаться от тарифов иной организации.
В сфере теплоснабжения комиссия осуществляет государственное регулирование в отношении 54 теплоснабжающих организаций края.
Диапазон тарифов на тепловую энергию для населения с 1 июля 2019 года – от 1262,96 до 3189,53 руб. за 1 Гкал с учётом НДС (ГУП СК «Крайтеплоэнерго» – 3189,53 руб./Гкал).
В сфере водоснабжения на территории края регулируется 76 организация водопроводно-канализационного хозяйства.
Диапазон тарифов для населения с 1 июля 2019 г. (за 1 м3 с учётом НДС):
- на питьевую воду от 14,09 до 66,18 руб. (ГУП СК «Ставрополькрай-водоканал» – 57,49 руб./м3);
- на техническую воду от 1,85 до 55,44 руб.;
- на водоотведение от 18,37 до 68,53 руб. (ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» – 27,96 руб./м3).
Средний рост установленных с 01 июля 2019 года тарифов на воду и водоотведение для населения по краю составит 2,7 процента.
В структуру тарифов на тепловую энергию, холодную воду и водоотведение подлежат расходы на:
– энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, исходную воду);
– проведение обслуживания и ремонтных работ;
– химводоподготовку;
– заработную плату работников;
– отчисления в фонды обязательного страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд обязательного социального страхования);
– уплату налогов (налог на имущество, земельные платежи, водный налог, иные обязательные платежи, налог на прибыль);
– амортизационные отчисления;
– прочие расходы.
Тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются в рамках предельных уровней, которые ежегодно утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) для населения каждого региона. Тарифы установлены на едином уровне для жителей Ставропольского края и составляют (с учетом НДС):
(руб./кВ.ч)
Наименование |
С 1 июля 2018 года |
С 1 января 2019 года |
С 1 июля 2019 года |
для городского населения, проживающего в домах с газовыми плитами
для сельского населения, а также городского, проживающего в домах с электроплитами |
3,48
3,14 |
4,54
3,19
|
4,63
3,24 |
Рост тарифов на электроэнергию с 1 июля 2019 года для населения края составит 3,3 процента, что ниже определенного ФАС России предельного темпа роста 5,4 процента.
В силу определяемых законодательством ограничений, тарифы на электроэнергию для населения Ставропольского края, как и по всей стране, ежегодно устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, то есть население оплачивает только часть стоимости поставляемой ему электрической энергии, а оставшаяся часть вынуждено перекладывается на всех прочих потребителей (так называемое перекрёстное субсидирование населения). Так, в настоящее время население края оплачивает лишь 92 процента экономически обоснованной стоимости электроэнергии.
Это приводит к дополнительному увеличению стоимости иных товаров (работ, услуг), производимых и поставляемых в том числе населению. Поэтому перекрёстное субсидирование населения является серьёзной проблемой регулируемого ценообразования в электроэнергетике. Правительством страны предусмотрено ежегодное снижение размера перекрёстного субсидирования населения в целях поэтапной ликвидации такого субсидирования.
Установление составляющих стоимости газа для всех потребителей, включая население, – это оптовая цена на газ и тарифы на услуги по его транспортировке и сбыту – отнесено законодательством к полномочиям ФАС России. При этом оптовые цены на газ для населения каждого субъекта РФ устанавливаются на федеральном уровне на 20,6 процента ниже, чем для прочих потребителей газа в этом регионе (ранее – на 25 процентов, то есть в газоснабжении также имеется перекрёстное субсидирование населения, которое поэтапно снижается).
Розничные цены на газ для населения фактически представляют собой сумму этих трёх составляющих с учётом налога на добавленную стоимость.
В целях соблюдения предельных индексов изменения платы граждан за КУ розничные цены на газ для населения будут установлены с ростом не более 1,4 процента. Ориентировочно цены на газ с 1 июля 2019 года составят:
(за 1 куб. м учётом НДС):
Наименование |
С 1 июля 2018 |
С 1 января 2019 |
С 1 июля 2019
|
Для населения Ставропольского края:
не использующего газ на отопление
использующего газ на отопление |
5,80
5,76 |
5,89
5,85 |
прогноз
5,97
5,93 |
Начиная с 2013 года, конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды, поставляемой потребителям, регулированию не подлежит. Конечная стоимость 1 куб. метра горячей воды является расчетной величиной, размер которой зависит как от тарифов на используемые при её приготовлении коммунальные ресурсы (тепловую энергию и исходную холодную воду), устанавливаемых органом регулирования, так и от объема тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения.
При этом установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду (компонент на исходную холодную воду в руб./м3 и компонент на тепловую энергию в руб./Гкал) предусмотрено только для централизованного горячего водоснабжения, когда горячая вода как коммунальный ресурс приготавливается теплоснабжающей организацией и подаётся потребителям по отдельным трубопроводам.
Если же приготовление горячей воды осуществляется на оборудовании, установленном у потребителей (в многоквартирных домах входит в состав общего имущества дома), то такое горячее водоснабжение законодательство определяет как нецентрализованное. Двухкомпонентные тарифы на горячую воду в таких случаях установлению не подлежат, расчёты осуществляются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354.
О твердых коммунальных отходах (ТКО)
На семинаре был затронут вопрос реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Реформа направлена на сокращение негативного влияния ТКО на окружающую среду с максимальной долей отбора вторсырья и вовлечение его в оборот, а также на ликвидацию накопленного ущерба экологии.
Край разбит на 4 зоны, в каждой из которых осуществляет деятельность один региональный оператор по тарифу в рамках предельного единого.
Предельные единые тарифы на первое полугодие 2019 года были установлены по каждой зоне в диапазоне от 621,65 руб./м3 до 686,40 руб./м3.
Правительством Российской Федерации было принято решение о сохранении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение ТКО в 2019 – 2023 годах на уровне 2018 года в размере 95 рублей за 1 тонну ТКО (ранее предусматривался ежегодный рост ставки платы).
В связи с этим предельные единые тарифы с 1 апреля 2019 года комиссией были пересмотрены в сторону снижения по каждой зоне и установлены в диапазоне от 619,11 руб./м3до 683,56 руб./м3 до 30 июня 2020 года.
Формирование и расчёт конечной платы за услугу по обращению с ТКО на 1 человека в месяц – в ведении регионального оператора».
Расчёт конечной платы осуществляется в рамках установленного РТК СК предельного тарифа за 1 м3 ТКО и в соответствии с нормативами накопления ТКО на 1 чел. в год, утверждёнными приказом министерства ЖКХ Ставропольского края от 26 декабря 2017 г. № 347.
Тарифы региональных операторов по обращению с ТКО, как в крае, так и по другим регионам, могут существенно отличаться друг от друга в силу различий условий деятельности региональных операторов, в том числе: плотности населения, протяженности дорог, площади зоны деятельности, удаленности от объектов обработки и конечного размещения отходов и технологии работы таких объектов.
Напомним, слушателями «Школы» могут стать все желающие. Участие бесплатное.
Материалы «Школы грамотного потребителя» размещены на сайте министерства ЖКХ Ставропольского края www.mingkhsk.ru.
Для справки: «Школа грамотного потребителя» ‑ федеральный проект, реализуемый под эгидой Минстроя России, НП «ЖКХ Контроль» и Фонда содействия реформированию ЖКХ. В Ставропольском крае координатором проекта выступает министерство ЖКХ СК. С начала реализации проекта занятия посетили более 16 тысяч человек.